Из-за агрессивного стремления Европы и США в создании самолетов с большей дальностью полета, способных к перевозке ядерного оружия, в конце сороковых годов конструкторские бюро в нашей стране начинают проектировать истребителя-перехватчика, способного к бою на дальнем подступе от цели.Обязательными условиями для такого самолета были: большая дальность, мощное вооружение, наличие радиолокационной системы для поиска и ведения прицельного огня по цели вне видимости.

Первый этап. Работа конструкторских коллективов С.А. Лавочкина, А.И. Микояна и П.О. Сухого. Результат: несоответствие заявленной скорости Ла-200, Су-15, И-320 в 1100 км/ч.

Второй этап. Работа А.С. Яковлева. Результат: вес конструкции снизился за счет облегченной защиты пилота из брони, сокращения вооружения, удаления автономного запуска в двигателе, применения в конструкции велосипедного шасси и более легких сплавов. Получился Як-50.

Каковы основные особенности Як-50?

· легкий истребитель –перехватчик;

· угол стреловидности крыла 45°;

· обладает цельнометаллической конструкцией;

· среднеплан представлен двухлонжеронным крылом и крестообразным оперением;

· верхние поверхности крыла снабжены аэродинамическими гребнями;

· шасси велосипедное.

Год выпуска самолета – 1949. Его испытатель — С.Н. Анохин. Он оценил летные данные этого самолета и дал высокую характеристику этому, на его взгляд, сверхчеткому перехватчику того времени. Испытания самолета проводились почти в течение года.

Недостатки Як-50: недостаточная прицельная стрельба ввиду продольных колебаний, крен на крыло при боковом ветре, неэффективное управление носовой стойкой, неприемлемость велосипедного шасси. Таким образом, в серии Як-50 данный самолет не нашел своего развития и вышел на новый уровень МиГ-17 , а затем и МиГ-15.