В 1988 начали проектировать самолет Ту-334 вместо известного пассажирского авиалайнера Ту-134. Для быстрого освоения производства в конструкции самолета Ту-334 предусматривалась преемственность решений, которые были приняты на Ту-204.

Отличительные особенности авиалайнера Ту-334

Вначале в Ту-334 компоновка почти полностью отвечала схеме Ту-204, но масса и габаритные размеры были намного меньше. В силовой установке должны были устанавливать два двигателя  с высокой степенью 2-контурности ТВВД, расположенных на пилонах крыла. После появления двигателя типа Д-227 (без кольцевого канала) первоначальный проект переделали, чтобы его установить в хвостовой части фюзеляжа с толкающими многолопастными винтами. Также специалисты рассмотрели проект с двигателями Д-436Т, которые устанавливались в хвостовой части фюзеляжа. Из-за проблем, связанных с применением ТВВД на самолете похожего класса, было принято решение остановиться на проекте Ту-334, оснащенном  двигателями Д-336Т.

У фюзеляжа лайнера такие же размеры поперечного сечения, как и у Ту-204. Фюзеляж включает носовую, среднюю и хвостовую части.  В носовой части  размещается носовая опора шасси и кабина экипажа, и она по своим обводам напоминает носовую часть самолета Ту-204. В средней части, имеющем постоянное сечение,  располагается пассажирский салон, передний отсек оборудования, передний грузовой отсек, основные опоры шасси. В хвостовой части фюзеляжа размещается задний отсек оборудования, вспомогательная силовая установка (ВСУ), грузовой отсек, и установлены Т-образное хвостовое оперение и пилоны мотто-гондол. Благодаря ВСУ обеспечивается воздушный запуск двигателя в полете и на земле, резервное питание, сжатый воздух подается в систему кондиционирования в поле и на стоянке.

В состав крыла лайнера входит центроплан и две консоли, которые образуются  сверхкритическими профилями. Основой конструкции крыла служит кессон-бак, имеющий вертикальные аэродинамические законцовки, и с помощью которых снижается индуктивное сопротивление. Силовая установка оснащается двумя двигателями Д-436Т, спроектированным Запорожским КБ, руководимым  Ф.М. Муравченко.  Данный двигатель это модификация Д-436, который уже прошел государственные испытания. Для того, чтобы соответствовать нормам ИКАО по уровню шума на местности включены сотовые звукопоглощающие  конструкции по наружной обечайке и по воздухозаборнику. Двигатель оснащен реверсивным устройством и устройством применения чрезвычайного режима, благодаря нему на 10-12% кратковременно повышается взлетная тяга.

Самолет оснащен новым комплексом пилотажно-навигационного оборудования, и инерционной навигационной системой. В середине 90-х годов опытный образец Ту-334 был представлен на выставке МАКС-95. В феврале 1999 года самолет совершил первый полет. Во время полетов обеспечивались маневренные характеристики самолета и его эксплуатационные перегрузки. Самолет Ту-334  был показан на разных выставках –  в Тегеране, Дубаи-2000, МАКС-99.