В 2002 году «Росавиакосмос»  в рамках реализации федеральной программы развития гражданской авиации на период до 2015 года  объявил тендер на разработку проекта среднемагистрального самолета. С этого момента началась история проекта МС-21, его называют будущим отечественной гражданской авиации. В тендере принимали участие три проекта: Ту-334 (ОКБ Туполева), Ил-214 (ОКБ Ильюшина) и МС-21 (Совместный проект ОКБ Яковлева и ОАО «Иркут»). Основу проекта МС-21 составляет модель самолета Як-242, которую ОКБ Яковлева разработала еще в 1993 году.  В целом,  данная  модель является  глубоко модернизированной моделью самолета Як-42,  которая начала эксплуатироваться еще в 1980 году.

Следует отметить, что модель Як-42 является последним проектом гражданского самолета, реализованным ОКБ Яковлева. В отличие от своих конкурентов, в период тендера у ОКБ Яковлева  была 20-летняя «творческая пауза».  Но, все-таки  проект Мс-21 стал победителем тендера, и из госбюджета получил 150 млн. долларов.  В дальнейшем  специалисты ОКБ Ильюшина  внесли  существенные изменения в МС-21, но потом они покинули проект.

Перспектива

Разработчики самолета МС-21 планировали им заменить устаревшие советские модели, прежде всего, Ту-154, а также  вытеснить зарубежные модели «Боинг-737» и А-320. Модель МС-21 в разных модификациях совместно с еще одной новой моделью отечественного авиапрома – авиалайнером «СухойСуперджет-100» в будущем должен составить до 80%  всего авиапарка лайнеров гражданской авиации России. Данная модель по многим основным показателям превосходит зарубежных конкурентов в категории ближних и среднемагистральных самолетов.

Единственный недостаток проекта  состоит в том, что конкурентные модели уже эксплуатируются на протяжении  полутора – двух десятилетий, а модель отечественного авиапрома  до сих еще не сделала  решительный рывок  с эскизов в реальную жизнь. Несмотря на то, что проект МС-21 обсуждался в течение всего первого десятилетия XXI века, но только в конце его начали испытывать отдельные конструкции будущего авиалайнера.

Первые три самолета МС-21 начали изготавливать на Иркутском авиазаводе в начале 2014 года. Эти модели предназначались для летных и статических испытаний. Данные самолеты представляли базовую модель МС-21-300. Пресс-служба ЦАГИ имени Жуковского сообщила, что 31 июля 2014 года  завершился первый этап испытаний крупномасштабной модели самолета МС-21. Сегодня остается открытым вопрос: Когда полетит МС-21? На сайте Объединенной авиастроительной корпорации можно найти такую информацию, что на 2016 год намечено начало эксплуатации и сертификация, при этом первую модель серийного самолета  МС-21 планируют выпустить в 2017 году.

Но, Дмитрий Рогозин – вице-премьер правительства России сообщил, первый опытный образец МС-21 будет выпущен летом 2015 года, а летные испытания  должны быть проведены в 2015—2016 годах. Ранее Рогозин отмечал, что модель самолета  МС-21 планируют начать серийно  выпускать в 2020 году.