Разработка Як-36 была начата коллективом ОКБ А.С. Яковлева в начале 60-х, и стала продолжением работ над созданием и усовершенствованием СВВП — самолета вертикального взлета/посадки. Назначение самолета и установка подъемно-маршевых ТРД Р27300 с поворотными соплами привели к необходимости оборудования в хвостовой и носовой частях фюзеляжа особых струйных рулей с увеличенной тягой.

Кроме того, один из них вынесли на длинной штанге вперед, в связи с тем, что их назначение состояло как в управлении самолетом при переходных режимах, так и в его балансировке на висении. Двигатели были размещены в носовой части фюзеляжа, сопла двигателей — на месте центра тяжести машины. Управление струйными рулями осуществлял автопилот. Разгон происходил при повороте сопл в горизонтальное положение.

Такая компоновка силовой установки способствовала использованию шасси велосипедного типа, имеющими одноколесную носовую и двухколесную заднюю опоры. Такое устройство планера стандартно для самолета того периода —лонжеронное крыло с закрылками и полумонококовый фюзеляж. Для безопасности пилота в случае возникновения непредвиденных ситуаций, в систему спасения добавили устройство вынужденного катапультирования. Также была установлена система автоматического управления самолетом на околонулевых скоростях.