Построенные в 1946 году советские реактивные истребители с трофейными двигателями тягой 800—900 кгс значительно уступали американским и английским, оснащенным двигателями с вдвое большей тягой. В Англии были закуплены двигатели тягой 1625 и тягой 2270 кгс. В короткие сроки под двигатель с тягой 1625 кгс был построен опытный одноместный истребитель Як-23.

У него была реданная схема, традиционная для ОКБ Яковлева. Детали аэродинамической компоновки уже проверялись на предыдущих самолетах, благодаря чему испытания прошли в сжатые сроки. В июле 1947 на новом истребителе были начаты полеты. Проводил их летчик-испытатель М. Иванов.

За 1948-50 гг. были созданы 310 истребителей Як-23. Их передали на вооружение советских ВВС и нескольких социалистических стран. Одно время серийное производство Як-23 было налажено в Чехословакии.

Як-23 имело цельнометаллическую конструкцию. Среднерасположенное двух лонжеронное крыло с щелевым закрылком ЦАГИ было с ламинизированным профилем. Двигатель находился в носовой части, а сопло под хвостовой частью фюзеляжа. Носовая часть фюзеляжа типа полумонокок была оборудована эксплуатационным разъемом для установки двигателя. Як-23 имел оперение крестообразной схемы, стабилизатор и киль были двух лонжеронные. Шасси трехопорное.

Як-23 был разработан как легкий маневренный военный истребитель и был оборудован соответствующим бортовым вооружением. Это были две пушки под двигателем в носовой части. Самолет отлично выполнял фигуры высшего пилотажа, обладал прекрасными пилотажными характеристиками.

Вскоре в ОКБ разработали двухместный учебный истребитель Як-23УТИ. Вторую кабину разместили позади, но она имела недостаточный обзор. Пришлось полностью перекомпоновать учебный самолет и сдвинуть обе кабины вперед, при этом фюзеляж удлинился на 200 мм. Но этого оказалось недостаточно, поэтому построили третий вариант, получивший одобрение испытателей. Но множественные переделки заняли много времени. К концу 1950 г. Як-23 уже снимали с производства, поэтому отпала необходимость в его учебном варианте.