ОКБ А. Яковлева, занимаясь разработкой легкого реактивного истребителя, завершил ее к концу 1946 года. Як-19 был построен за несколько месяцев, а в январе 1947 уже испытан.

Компоновка самолета отличалась от его предшественников Як-17 и Як-15. Это бл экспериментальный среднеплан с двигателем РД-10Ф и крестообразным оперением. Вместо реданной схемы, при которой двигатель располагался в передней части фюзеляжа, была использована более выгодная в аэродинамическом плане с размещением двигателя в хвостовой части.

Так как тяга двигателя была всего 900 кгс, то усилить его решили, установив форсажную камеру с форсунками впрыска сзади турбины дополнительного топлива и парой створок для регуляции сечения сопла на выхлопе. До конца фюзеляжа было удлинено выхлопное сопло-труба, дополнительное топливо в котором подавалось автоматически. Испытания показали, что при включенной форсажной камере тяга двигателя возрастает до 1100 кгс.

Так как двигатель был перенесен в хвостовую часть машины, кабину пилота вынесли вперед, благодаря чему существенно улучшилась обзорность. Компоновка самолета Як-19 стала классической и использовалась на большинстве истребителей до 60-х годов.