ОКБ А. С. Яковлева принялось за создание самолёта Як-15, который является первым истребителем с турбореактивным двигателем, в год окончания ВОВ. Весной 1946 года самолёт был выведен на старт.

В тот период на Западе, по причине ряда неудач, существовала некоторая предубеждённость к реактивной технике при постройке таких машин. В связи с этим требовалось создать самолёт, который в пилотировании должен был стать не сложнее, а в полёте — не опаснее, чем поршневой. Тогда в ОКБ взяли за основу конструкцию известного, очень манёвренного и лёгкого истребителя времён Второй мировой — Як-3. Решено было создать новый двигатель, а все остальные части сделать аналогичными Як-3. Таким образом, машину удалось создать в кратчайшие сроки. Самолёт достаточно скоро был пущен в массовые производство и применение. Пилота нового Як-15 обеспечили привычными техникой пилотирования, взлёта и посадки, а также обстановкой полёта.

Коренным образом переделали только носовую часть фюзеляжа, где двигатель ВК был заменён турбореактивным двигателем осевого типа РД-10. Соохранили конструкцию крыла, каркас фюзеляжа, шасси и оперения. Габариты кабины, её оборудование были практически идентичны таковым на Як-3, что значительно облегчало процесс переучивания для лётчика — ведь он ощущал себя в знакомой обстановке.

Крылья Як-15 были аналогичными крыльям Як-3, обладали малой массой и хорошей жёсткостью на кручение. Под двигателем установили 2 пушки.

Первый полет Як-15 состоялся 24 апреля 1946 года. Его совершил лётчик-испытатель М. И. Иванов, а плечами которого — десятки освоенных самолетов самых разных конструкций. Он заключил, что в кабине намного меньше шума и полностью отсутствует тряска, столь привычная для работы поршневого двигателя. Короче говоря, первое впечатление оказалось очень хорошим.

В период с 7 ноября 1946-го и по 1 мая 1947 г. было произведено много самолётов Як-15. Для лётчиков ВВС полёты на них стали обычным делом. Однако ему не суждено было получить широкое распространение. Тем не менее, при помощи простых средства удалось построить замечательный переходный самолёт, благодаря которому освоение новой реактивной техники было значительно облегчено.