Учебно-транспортный самолет (УБС) «Як-130»  был разработан для замены учебно-тренировочных самолетов  L-29 «Дельфин» и L-39 «Альбатрос» чешского производства.   ОАО «ОКБ имени А.С.Яковлева» разработало УБС Як-130.  Затем  разработка «Як-130» продолжалась в рамках международной программы Як/АЕМ-130. В этой программе участвовала словацкая фирма Povazske Strojarne L.M., которая разрабатывала двигатели,  и  итальянская фирма Aermacchi SpA. Данная  модель самолета отличается безукоризненной аэродинамикой и большой тяговооруженностью.

Поэтому самолет может выполнять полеты на всех режимах, характерным современным и перспективным боевым самолетам,  и результативно решать боевые задачи.  Кроме высокой маневренности, самолет также имеет хорошие характеристики на малых скоростях полета, больших углах атаки, и до 35 градусов управляемость на углах атаки. Самолет «Як-130» отличается высокими характеристиками установившегося и неустановившегося разворота, взлета и посадки, скороподъемностью, а также большой боевой нагрузкой и возможностью применения высокоточного оружия. Учебно-транспортный самолет оснащен высоконадежной комплексной системой управления с возможностью перепрограммирования, которая дает возможность подготовить пилота для самолетов типа МиГ-29, Су-30, Rafale и Typhoon, F-16 и F-15, F-22, F-35.

За короткие сроки проводить высококачественную подготовку летного состава и результативно решать боевые задачи  позволяет простота конструкции,  высокая надежность самолета,  силовой установки и самолетных систем, большой ресурс,  абсолютная автономность планера и высокая эксплуатационная технологичность.  Эти характеристики, и то, что данные модели могут взлетать с небольших взлетно-посадочных мест (ВВП), позволяет им быстро адаптироваться к требованиям ВВС других стран.  Безопасный ресурс самолета согласно гарантии составляет 10 тысяч часов, и может быть увеличен до 15 тысяч часов, то есть на нем можно сделать примерно 20 тысяч посадок.