Самолет Як-9 был разработан в годы Великой Отечественной войны, в 1942 году он уже пошел в производство. Самолет истребитель был необходим летным подразделениям, и конструкторское бюро Яковлева взялось за разработку подходящей машины.

Як-9 создан на базе модели Як-7Б. В новом истребители, в частности, заменили деревянные лонжероны на металлические, и уже одно это позволило уменьшить вес самолета на 150 кг.

Помимо этого, был улучшен обзор для пилота из кабины и увеличен запас топлива, что позволило увеличить дальность перелетов. В общем, усовершенствованная модель истребителя вполне успешно справлялась с задачами на всех боевых участках. Вооружен истребитель был 37-мм пушкой и крупнокалиберным синхронным пулеметом. Як-9 выгодно отличался от своих младших собратьев, Як-1 и Як-7Б, и скоростью, и скороподъемностью. Хорошей была и маневренность.

В 1944 году выпускается немного измененная модель Як-9К, имеющий пушку большего калибра, 45-мм. Годом раньше на фронт была отправлена модель Як-9Д, у которой был увеличен запас топлива, а через год — Як-9ДД, предназначавшийся для сверхдальних полетов. По сравнению с Як-9 его дальность увеличилась вдвое. Дальность полета у ЯК-9 предполагалась чуть более 900 км.

В 1943 же году была выпущена модификация Як-9У. Этот самолет имел улучшенную аэродинамику, а также лучшую силовую установку. Помимо этого, он имел и самую высокую на тот момент скорость, которую были способны развивать истребители.

Як-9 способен был разогнаться в небе до 599 км/ч, в то время как Як-9У был способен подняться выше и развить скорость 672 км/ч.

Вооружение у обеих моделей было одинаковым, размах крыльев тоже — 9,74 м, однако увеличилась дальность полета, а также мощность машины — с 1210 лошадиных сил у Як-9 до 1650 л.с. у Як-9У.