Самолет Як-44Э это один из основных информационно-разведывательных средств. Эта модель самолета  представляет собой выносной радиолокационный пост, совмещенный с воздушным пунктом управления и наведения авиации на выявленные наземные, воздушные и надводные цели. С помощью Як-44Э  обеспечивается:  наведение авиации на выявленные цели; оповещение войск о действиях противника; контроль надводного и наземного пространства.

Техническое описание

Самолет изготовлен по схеме высокоплана с прямым крылом. Он оборудован предкрылками, спойлерами, 2-х щелевыми закрылками и интерцепторами. Под  его крылом размещаются два винтовентиляторных двигателя. Оперение изготовлено согласно 2-х килевой схеме. Топливо содержится в стабилизаторе и в баках-кессонах. Авиалайнер оснащен 3-х опорным шасси с передней управляемой опорой, которое  убирается в полете. В гондолы  двигателей убираются основные опоры.

Самолетные системы

В самолете имеются следующие основные системы: топливная система; система запуска и управления силовой установкой; система энергоснабжения (СЭС); гидропневматическая система; система против обледенения (ПОС); система воздушного охлаждения СВО); система кондиционирования воздуха; система пожарной защиты; система жидкостного охлаждения и наддува;  система кислородного оборудования.

Эта модель лайнера оснащена  электродистанционной  системой управления (СДУ), включающей комплексную аналого-цифровую систему управления механизацией крыла и самолетом, с автономными рулевыми приводами, благодаря которым обеспечивается полет  при  разных центровках самолета, связанных с различными вариантами заправки топливом и оборудования.

На самолете ЯК-44Э установлены две автономные гидравлические системы. Воздухосборник с радиаторами СВО и СКВ, и с агрегатами данных систем расположен перед крылом в верхней части. 4 привод-генератора СЭС с общей мощностью 300 кВт установлены на двигателях. Если СЭС полностью отказывает, то питание СДУ осуществляется генератором переменного тока с приводом от воздушной турбины, расположенной в носовой части фюзеляжа.

Самолет оснащен комбинированной ПОС:

— воздушно-тепловым методом обогреваются передние кромки воздухозаборников двигателей, предкрылки, СКВ;

— резиновые протекторы пневматической ПОС используются на передних кромках оперения;

— электротепловой системой оснащены воздушные винты двигателей, их обтекатели, ПВД и остекление.

Благодаря системе автоматического пожаротушения защищаются отсеки ВСУ и двигателей. В кабине экипажа установлены средства  ручного пожаротушения. С помощью ВСУ производится автономный запуск двигателей на земле, то есть вспомогательным  газотурбинным двигателем, находящимся под полом отсека оборудования. Плоты на 3 и 6 мест находятся в обитаемых отсеках. В отсеке операторов располагается буфет, место отдыха, благодаря которому обеспечивается  длительный полет,  и туалет.