Самолет Як-44Э.
Самолет Як-44Э это один из основных информационно-разведывательных средств. Эта модель самолета представляет собой выносной радиолокационный пост, совмещенный с воздушным пунктом управления и наведения авиации на выявленные наземные, воздушные и надводные цели. С помощью Як-44Э обеспечивается: наведение авиации на выявленные цели; оповещение войск о действиях противника; контроль надводного и наземного пространства.
Техническое описание
Самолет изготовлен по схеме высокоплана с прямым крылом. Он оборудован предкрылками, спойлерами, 2-х щелевыми закрылками и интерцепторами. Под его крылом размещаются два винтовентиляторных двигателя. Оперение изготовлено согласно 2-х килевой схеме. Топливо содержится в стабилизаторе и в баках-кессонах. Авиалайнер оснащен 3-х опорным шасси с передней управляемой опорой, которое убирается в полете. В гондолы двигателей убираются основные опоры.
Самолетные системы
В самолете имеются следующие основные системы: топливная система; система запуска и управления силовой установкой; система энергоснабжения (СЭС); гидропневматическая система; система против обледенения (ПОС); система воздушного охлаждения СВО); система кондиционирования воздуха; система пожарной защиты; система жидкостного охлаждения и наддува; система кислородного оборудования.
Эта модель лайнера оснащена электродистанционной системой управления (СДУ), включающей комплексную аналого-цифровую систему управления механизацией крыла и самолетом, с автономными рулевыми приводами, благодаря которым обеспечивается полет при разных центровках самолета, связанных с различными вариантами заправки топливом и оборудования.
На самолете ЯК-44Э установлены две автономные гидравлические системы. Воздухосборник с радиаторами СВО и СКВ, и с агрегатами данных систем расположен перед крылом в верхней части. 4 привод-генератора СЭС с общей мощностью 300 кВт установлены на двигателях. Если СЭС полностью отказывает, то питание СДУ осуществляется генератором переменного тока с приводом от воздушной турбины, расположенной в носовой части фюзеляжа.
Самолет оснащен комбинированной ПОС:
— воздушно-тепловым методом обогреваются передние кромки воздухозаборников двигателей, предкрылки, СКВ;
— резиновые протекторы пневматической ПОС используются на передних кромках оперения;
— электротепловой системой оснащены воздушные винты двигателей, их обтекатели, ПВД и остекление.
Благодаря системе автоматического пожаротушения защищаются отсеки ВСУ и двигателей. В кабине экипажа установлены средства ручного пожаротушения. С помощью ВСУ производится автономный запуск двигателей на земле, то есть вспомогательным газотурбинным двигателем, находящимся под полом отсека оборудования. Плоты на 3 и 6 мест находятся в обитаемых отсеках. В отсеке операторов располагается буфет, место отдыха, благодаря которому обеспечивается длительный полет, и туалет.