Истребитель, открывший серию Як, носящий имя Як-1, был выпущен техническим бюро Яковлева в 1940-ом году. Несмотря на то, что в настоящее время это уже история, самолет этот многим интересен.

Он являлся свободнонесущим монопланом смешанной конструкции. При этом большим его достоинством был то факт, что Як-1 был разработан таким образом, чтобы стать максимально удобным для массового производства.

Отличительными моментами данного самолета стал его сравнительно небольшой вес (взлетный вес меньше 3 тонн), простота пилотирования и устойчивость.

Вооружен Як-1 был одной пушкой ШВАК 20-мм калибра и двумя синхронизированными пулеметами ШКАС с калибром 7, 62мм.

Изначально самолет носил название И-62, но после необходимых доработок ему было присвоено имя Як-1, и в первые годы Великой Отечественной войны это был основной истребитель, сочетающий высокие летные характеристики и хорошее вооружение. Он даже превосходил технические характеристики имеющегося тогда на вооружении у Германии Bf-109E.

Однако впоследствии Германии вышел новый истребитель, Bf-109F, и Як-1 стал довольно сильно ему проигрывать. Тогда компания Яковлева предложила усовершенствовать свой самолет.

Новый, усовершенствованный, Як-1 вышел в производство с 1943 года и получил модифицированный, более мощный мотор. Поменяли ему и вооружение — на борту теперь стоял пулемет УБ калибра 12,7мм. Усовершенствована была аэродинамика, установлено радио и улучшен обзор из кабины, что оказало существенную помощь пилотам.

Данный бомбардировщик активно принимал участие в войне до самой Победы. Всего было выпущено 8721 такой самолет.