Самолет-носитель Ту16КСР-2-5 («НК-5», «НКСР-2-5», в производстве «заказ 386А») является модификацией  самолета-носителя Ту-16КСР-2. Эта модель является носителем самолетов-снарядов КСР-2 и КСР-5. В конце 50-х — в начале 60-х годов прошлого века в филиале ОКБ-155 (МКБ «Радуга»)  был разработан самолет-снаряд КСР-5. КСР-5 снаряжался  как обычной боевой частью фугасно-кумулятивного действия, так и специальной боевой частью. Подрыв обычной боевой части совершался, когда КСР-5  встречался с целью, подрыв специальной боевой части происходил, когда он встречался с целью или на заданной высоте.

С 1969 года в Авиации ВМФ и на ремонтных предприятиях ВВС в Ту-16К-26 были модернизированы 15 самолетов Ту-16К-11-15КС. В модели Ту-16КСР-2-5-11, в одной из основных ракетоносных моделей Ту-16,  были переоборудованы 125 ракетоносцев Ту-16КСР-2-11. По внешнему виду эти модели от  Ту-16К-26 отличались цельными створками грузоотсека. В модели Ту-16КСР-2-5 были модернизированы 110 Ту-16КСР-2А. В отличие от самолета-носителя Ту-16К-26 они оснащены коллиматорным прицелом ПКИ, системой слепой посадки СП-50, немного позже – станцией РЭП СПС-5М «Сирень».  Эти самолеты от Ту-16КСР-2-5-11 внешне отличались наличием носовой пушечной установки и отсутствием  на фонаре кабины штурмана антенны станции «Рица».

Ту-16КСР-2-5 от предыдущей модели Ту-16КСР-2А внешне отличался антенной станцией «Роговица», установленной на фонаре кабины летчиков. На некоторые Ту-16КСР-2-5-11 в 1973 году установили комплексную радиолокационно-оптическую систему «Рубин-М», разработанную на базе РЛС «Рубин-1КВ», которая отличалась увеличенной дальностью обнаружения. После установления этой системы носители стали иметь характерный внешний вид: большой обтекатель антенны станции «Рубин-1М» находился внизу фюзеляжа перед грузовым отсеком, штатное место установления антенны РЛС было гладким.

После основного варианта КСР-5 была разработана противорадиолокационная модификация этой ракеты с пассивной головкой самонаведения, которая  обозначалась КСР-5П.  Самолет-носитель получил название Ту-16К-26П, а вся система стала называться – К-26П. Этот комплекс был модернизирован для использования новых ракет КСР-5М, его обозначили – К-26ПМ, а самолет стал носить название Ту-16К-26ПМ или изделие НК-26ПМ. На самолете установили аппаратуру АМП-М, предназначенную для сопряжения РЛС самолета  с аппаратурой ракет.