В конце сентября 1997 года в авиации России произошло историческое событие – это полет нового экспериментального самолета Су-47 «Беркут». Эта модель самолета является прототипом отечественного истребителя пятого поколения. Запуск хищной черной птицы с белым носом известил о новом этапе в биографии российской истребительной авиации. Эту модель самолета создавали ведущие научные центры и ОКБ. Постепенно вместе с заказчиком были определены основные положения концепции нового истребителя это многофункциональность, то есть высокая эффективность при поражении наземных, воздушных, подводных и надводных целей, овладение крейсерскими режимами полета на сверхзвуковых скоростях, наличие круговой информационной системы.
При разработке российского истребителя одним из важнейших требований являлась «сверхманевренность», то есть умение сохранять устойчивость и управляемость на углах атаки 900 и более. Необходимо отметить, что и американский истребитель должен был обладать «сверхманевренностью», который создавался в то же время, что и наш отечественный. Но, американцы не смогли совместить в одном самолете сверхзвуковую скорость, малую заметность и «сверхманевренность», и они пожертвовали последним. ВВС США этот свой отказ объяснили тем, что довольно быстро совершенствуется авиационное вооружение, то есть появились высокоманевренные всеракурсные ракеты, новые головки самонаведения, нашлемные системы целеуказания, что дало возможность отказаться от обязательного захода в заднюю полусферу противника.
Однако, требование сверхманевренности для российского истребителя пятого поколения осталось неизменным, поскольку даже при ведении дальнего ракетного боя с применением обеими сторонами оружия приблизительно равных возможностей, преимущество будет иметь тот противник, который сумеет скорее сориентировать свой истребитель в направлении цели, что даст возможность полнее использовать динамические возможности своих ракет.