Самолет  Су-11 вначале разрабатывался как еще одна модификация базового самолета Т-3. Государственные испытания  проводились в два этапа. На первом этапе была произведена оценка комплекса с ракетой К-8М с ТГС. После доработки конструкции, самолет передали на второй этап испытаний. На первом этапе особое внимание уделялось боевому использованию комплекса, отработке ракет К-8М и РЛС при реальных перехватах. На самолете Су-11 было выполнено 475 полетов, а вместе с этапом заводских испытаний – более 700.

Летом 1961 года самолет Су-11 был впервые официально представлен. В июле этот лайнер, пилотируемый Е.С. Соловьевым, участвовал в параде в Тушино.  В ноябре 1961 года было принято решение о серийном выпуске, а в феврале 1962 года комплекс Т-3-8М  официально приняли на вооружение. Согласно постановлению правительства этой модели было официальное присвоено обозначение – Су-11, а всему комплексу – Су-11-8М.

Производство

Эта модель самолета  серийно выпускалась в Новосибирске, где ей присвоили свой, внутризаводской индекс: «изделие 36». По плану Су-11 должен был сменить Т-3 во 2-м квартале 1962 года. Первый серийный экземпляр был изготовлен в июне, и августе был благополучно облетан. Но, 31 октября на испытаниях самолета  погиб летчик-испытатель В.М. Андреев. Он до этой трагедии участвовал в государственных испытаниях, и  хорошо знал лайнер. На этом самолете это была первая катастрофа, но для него  последствия были печальны, поскольку руководство авиации ПВО еще больше стало сомневаться в его конструкции. Но, на заводе был довольно велик задел для производства Су-11, поэтому их после доработок решили передавать авиации войск ПВО.

ВВС в начале 1963 года  передало ОКБ  несколько серийных машин для осуществления доработок по повышению надежности. На этих машина в течение 1963—1964 годов была проведена большая программа доводочных и контрольных испытаний. После этого, в середине 1964 года, первые серийные самолеты поступили в строевой полк ПВО, который базировался под Астраханью. Первые 6 моделей были выпущены в мае, а уже к концу лета этими самолетами  был полностью вооружен полк, и в сентябре  начали проводить их войсковые испытания.

Согласно программе в 1964 году должен был завершиться выпуск самолетов этой модели, но в действительности последние самолеты были выпущены в начале 1965 года. На заводе всего было выпущено 108 машин, то есть почти в 10 раз меньше, чем Т-3.

Конструкция

Су-11 это среднеплан со стреловидным хвостовым оперением и с треугольным крылом тонкого ламинарного профиля. Механизация крыла состоит из щелевых закрылков, находящихся  около фюзеляжных частей и элеронов. Фюзеляж самолета выполнен согласно правилу площадей. В носовой части расположена кабина пилота, оснащенная катапультируемым креслом класса 0-0. Хвостовое оперение самолета состоит из управляемого горизонтального и классического вертикального оперения. Самолет оборудован 3-х стоечным шасси с одинарными колесами. С помощью необратимых гидроусилителей осуществляется привод управляющих поверхностей.