Специалисты ОКБ Г. Бериева создали противолодочный самолет-амфибию Бе-12 вслед за реактивной летающей лодкой Бе-10 с целью поиска и обнаружения подводных лодок противника, а также их уничтожения на расстоянии до 500 км в любое время и при любой погоде. Свой первый полет Бе-12 совершил в октябре I960.

Это — двухмоторный свободнонесущий высокоплан, цельнометаллический, изготовленный из алюминиевых сплавов. Самолет имеет крыло типа «чайка», два подкрыльевых поплавка, фюзеляж-лодку глиссирующего типа и свободнонесущее горизонтальное и двухкилевое вертикальное оперение. Конструкция фюзеляжа соответствует типу полумонокок. Нижняя часть лодки (на высоту 3,3 метра от первого редана) в 8-ми отсеках из 10-ти, на которые она разделяется, водонепроницаема, что обеспечивает плавучесть самолета.

В носовой части фюзеляжа находятся кабины штурмана и летчиков, в нижней, возле форштевня расположен аварийный люк для штурмана. Верх передней части фюзеляжа оснащен эксплуатационно-аварийным палубным и якорным люками, которые используются при посадке на воду для постановки самолета на якорь или бочку, заправки топливом или взятия на буксир. Непосредственно за центропланом находится кабина радиста, над рабочим местом которого установлен открываемый блистер. Кабины экипажа негерметичны, поэтому высота полета не может превышать 8000 м. Посредине фюзеляжа находится грузовой отсек и ниши основных опор.

Силовая установка состоит из 2 маршевых ТВД АИ-20Д, моторесурс которых составляет 4000 ч. Они оснащены автоматическими винтами АВ-68И с четырьмя лопастями общим диаметром 5 м. Кроме того есть дополнительная силовая установка АИ-8. Над крылом, на стыке центроплана и средних частей крыла, установлены маршевые двигатели. Четырехлопастные воздушные винты имеют системы автоматического флюгарования, они вынесены вперед и находятся в 3,5 м над водой. Вспомогательная силовая установка находится в задней части фюзеляжа.
В качестве топлива в Бе-12 используется авиационный керосин.