Этот самолет является дальнейшим развитием истребителя МиГ-25П и на сегодняшний день — наиболее эффективный истребитель-перехватчик во всем мире. При решении задач ПВО он превосходит «Торнадо»F.З, F-14 «Томкэт» и F-15 «Игл».

МИГ-31 может вести длительное патрулирование и борьбу с разными аэродинамическими целями (включая малоразмерные крылатые ракеты, вертолеты и высотные скоростные самолеты) в сложных погодных условиях, в любое время суток, при активном ведении радиоэлектронной борьбы.

Программа глубокой модернизации МиГ-25 начала выполняться в 1972 г., а уже 16 сентября 1975 г. новый самолет осуществил первый полет (первое название — МиГ-25МП). Пилотом был А.Федотов. Серийный выпуск новых истребителей, которые пришли на смену МиГ-25, начался на Нижегородском авиационном заводе в 1979 г., а к концу 1995 г. было построено более 500 МИГ-31 и МИГ-31Б (у последнего есть система дозаправки в воздухе).

На МИГ-31 установлен мощный «Заслон» — радиолокационный комплекс с импульсно-доплеровской РЛС с ФАР диаметром 1,1 м, которая установлена неподвижно в носовой части самолета. МиГ-31 – первый и единственный в мире серийный истребитель с ФАР (подобные антенны разрабатываются для машин пятого поколения — Дассо «Рафаль» и Локхид-Мартин F-22).

У самолета тележечное шасси, которое допускает эксплуатацию с грунтовых ВПП. Планер наполовину выполнен из нержавеющей стали, на треть — из алюминиевых сплавов, остальное, в основном, из титана.