«Аэрофлот» почувствовал острую необходимость в наличии дальнемагистрального реактивного пассажирского самолета в 1960-х годах. Его технические и экономические показатели, такие как скорость, дальность и транспортная эффективность, а также надежность и комфортабельность должны были быть не просто на уровне, а даже выше имеющихся зарубежных лайнеров такого класса, в частности DC-8 и «Боинга-707». Помимо общих требований было выдвинуто условие обеспечения безопасности в случае отказа в полете двигателя и, что главное, в случае попадания в зону сильной атмосферной турбулентности, что уже не единожды заканчивалось для пассажирских самолетов довольно печально.

Такая машина была создана в ОКБ С.Ильюшина. Это был Ил-62 — первый пассажирский реактивный самолет (хотя опыт создания Ил-22, тяжелой был получен еще в 1947 году). Построенный в 1963г. Ил-62 стал последним самолетом в жизни Сергея Ильюшина, который по состоянию здоровья в конце 60-х передал проектные работы и проведение испытаний Ил-62 своему последователю Генриху Новожилову.

Необходимо отметить, что на рубеже 1950- 60-х гг. такие скоростные реактивные лайнеры, как Ту-104, Ту-124, Ту-134, полностью удовлетворяли потребности «Аэрофлота». Но затем объем воздушных перевозок возрос в 10 раз! А летно-эксплуатационные характеристики таких замечательных в свое время машин уже не могли соответствовать самолетам экстракласса. Их время ушло…