Командный пункт Ил-80 предназначен для управления вооруженными силами во время конфликта с использованием ядерного оружия. Аналогом данной модели самолета по назначению является американский Boeing E-4B. Этот самолет разработан в 1980-е годы на базе пассажирского самолета Ил-86 в КБ имени С.В. Ильюшина. 29 мая 1985 года самолет впервые поднялся в воздух. 5 марта 1987 года самолет, полностью оснащенный оборудованием,  совершил первый полет.

В 1992 году самолет принят на вооружение. Таких самолетов было выпущено всего 4. Все эти самолеты эксплуатировались Отдельной авиационной  эскадрильей  управления и ретрансляции 8-й Авиационной дивизии особого назначения. В 1997 году самолеты передали в 3-ю авиационную эскадрилью. В апреле 1997 года Минобороны России заключило договор с КБ им. Ильюшина на выполнение ОКР по модернизации Ил-80 и Ил-82.

Самолет от прототипа отличается накладным отсеком в носовой части фюзеляжа, в котором установлено радиоэлектронное оборудование. На самолете нет иллюминаторов, чтобы снизить воздействие поражающих факторов ядерного взрыва. На крыльях размещены дополнительные гондолы с двумя электрогенераторами (диаметр 1,3 м, длина 9,5 м).  Некоторые самолеты имеют штангу для дозаправки в воздухе. В хвостовой части размещена выпускная тросовая антенна радиостанции сверхдлинных волн (СДВ), используемая для связи с подводными лодками.

На фюзеляже установлены антенны радиостанций: антенна КВ-приемная, антенны КВ-передающие, антенна СДВ-передающая выпускная, антенна СДВ-приемная, антенны релейной, УКВ и связи с РВСН. В специальное оборудование самолетов входит комплекс средств автоматизации воздушного пункта управления и бортовой узел связи. Комплекс систем автоматизации предназначен для сбора, обработки, хранения, передачи и отображения информации, циркулирующей в сетях боевого управления Генштаба.  Комплекс состоит из ЭВМ «Аргон-50», аппаратуры передачи  данных, автоматизированных рабочих мест, специальной аппаратуры, дающей возможность доводить команды боевого управления до пунктов управления пуском межконтинентальных баллистических ракет, самолетов стратегической авиации и атомных ракетных подводных лодок.

Благодаря бортовому узлу связи обеспечивается  многоканальная телеграфная и телефонная засекреченная связь, а также передаются данные по коротковолновым, ультракоротковолновым и сверхдлинноволновым радиоканалам и космическим каналам Единой системы спутниковой связи через космические аппараты «Молния-3» и «Радуга». Все бортовое радиоэлектронное оборудование воздушных пунктов управления обладает защитой от электромагнитного импульса ядерного взрыва.