В начале 80-х годов 20-го века в связи с сильно возросшим пассажиропотоком в авиации возникла потребность в новом, более вместительном, самолете для гражданской авиации. ОКБ Ильюшина выступило с инициативой разработки нового самолета на базе Ил-14.

Требования к новому самолету были довольно высоки — он должен был перевозить не менее 60 пассажиров, способен преодолевать до 1000 км на высоте 6-7 тысяч км со скоростью 500 км в час.

Помимо прочего, Ил-114 должен был быть способен использовать как бетонированные, так и грунтовые взлетно-посадочной полосы, что позволило существенно расширить зону его полетов. Он применялся даже в арктических районах в качестве ледовой разведки, океанической разведки рыбы и пр.

В конструкции крыла использованы всего две длинномерные панели, благодаря чему существенно снизило массу крыла, а также повысило безопасность при разрушении. На крыле стоят два турбовинтовых двигателя со взлетной мощностью 2500 л.с.

Цифровой пилотажно-навигационный комплекс позволяет пилотировать самолет как вручную, так и автоматизированно, в любое время суток, а также в сложных метеоусловиях.

29 марта 1990 года первый Ил-114 вырулил на взлетную полосу. Однако, в связи со многими сложностями, первый пассажирский полет на самолете такой модификации был совершен лишь в 1999 году. Работы по модификациям Ил-114 продолжаются.