В СССР в 1966 году начали исследовать  перспективный трехкоординатный авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения (АКРДН). Этот  комплекс должен был заменить,  поставленную  на вооружение в 1965 году,  первую отечественную авиационную систему радиолокационного дозора Ту-126 с двухкоординатным радиолокационным комплексом  «Лиана».  В отличие от своих предшественников данный комплекс должен был обнаруживать цели на фоне земли, и при этом также определять их высоту, и после этого АКРЛДН можно было применять  для введения истребителей. Разработкой нового радиолокационного комплекса под названием «Шмель» занималось НПО «Вега-М».

Данной разработкой  руководил генеральный конструктор В.Иванов,   и она была  начата в 1969 году.  Для испытания новой аппаратуры в полетных условиях использовался один из серийных самолетов Ту-126. В это время ОКБ имени А.Н.Туполева начала разработку по усовершенствованию самолета Ту-126, который на подкрыльевых пилонах был оснащен четырьмя ТРДД, а также  новыми шасси   с тремя основными опорами. Также вариант АКРДН на базе перспективного военно-транспортного  самолета Ил 76,  рассматривался в виде альтернативного. Для размещения АКРДН был выбран самолет Ил 76, поскольку в это время прекратилось серийное производство  самолетов Ту-114 и Ту-126, и начала успешно реализовываться программа создания ВТС.

Новый самолет, получивший обозначение А-50, для наведения и обнаружения и для дальнего радиолокационного дозора был создан при участии Таганрогского  научно-технического комплекса имени Г.М. Бериева. В 1984 году этот самолет начал поставляться в части авиации войск ПВО, а уже официально АКРЛДН А-50 был принят на вооружение в 1985 году. А-50 используется для сопровождения и обнаружения воздушных целей и надводных кораблей, и для оповещения командных пунктов автоматизированных систем управления видов ВС о надводной и воздушной обстановке. Также этот самолет применяется для управления самолетами ударной и истребительной авиации при их наведении на наземные, воздушные и морские цели, а также его можно использовать как воздушный командный пункт.