Самолет Ил-28 создан в 1948 году. Эту модель первого серийного советского бомбардировщика разработал коллектив авиастроителей под руководством генерального конструктора С.В. Ильюшина. В июне 1948 года в ОКБ-240 вышло Постановление Правительства о создании фронтового бомбардировщика с турбореактивными двигателями. 8 июня 1948 года состоялся первый полет авиалайнера с английскими двигателями «Нин» компании «Ролс-Ройс». В феврале 1949 года начались государственные испытания авиалайнеров, но только уже с отечественными двигателями РД-45Ф. В НИИ ВВС во время испытаний было выполнено 84 полета, их общая продолжительность составила 75 часов. На основании результатов были выявлены 80 конструктивных дефектов, которые были устранены в течение четырех месяцев.

Производство Ил-28

В августе 1949 года самолет оснастили новыми двигателями ВК-1, который снова прошел испытания. В результате испытаний самолет рекомендовали принять на вооружение и начать серийно выпускать. В Московском ВО войсковые испытания проводились на первых моделях. Самолеты производили в Москве на заводах №30, в Омске №166, в Воронеже №64. В мае 1950 года был публично показан Ил-28, представленный полком самолетов над Красной площадью Москвы. Также эти самолеты начали производить еще на двух авиазаводах — №1 и №18. В 1950 году была выпущена первая модель учебного самолета Ил-28У. В 1951 году начали испытывать торпедоносец Ил-28Т. В 1954 год на вооружении ВВС поступил разведчик Ил-28Р. Всего было выпущено 6000 моделей самолета Ил-28.

Ил-28 – интернационалист

Также этот самолет поставлялся в Китай, производство которого было освоено на авиазаводе в Харбине. Самолет обозначили Н-5 (6 китайских моделей купила Румыния). Финляндия приобрела 4 самолета — буксировщиков мишеней. В 1955 году Египет приобрел 30 самолетов. Кроме того, эти самолеты использовались в Болгарии, Алжире, Германии, Чехии, Во Вьетнаме, Йемене, Северной Корее, Сомали, Кубе, Нигерии, Сирии, Индонезии, Марокко. В Афганистане на нем успешно воевали афганские экипажи 335-го смешанного полка, и он довольно хорошо себя показал в условиях гористой местности.

К концу 50-х годов Ил-28 начали снимать с эксплуатации, и их начали заменять на Ту-16. Некоторые самолеты переоборудовали в буксировщики мишеней, и они продолжили летать. Другие самолеты уничтожили. Из самолетов изготавливали летающие радиоуправляемые мишени, но довольно часто их расстреливали на полигонах. Многие самолеты просто давили бульдозерами или танками на стоянках, не извлекая оборудование.

Особенности

Ил-28 имеет такие характерные особенности: трехколесное убирающееся шасси, прямое крыло, стреловидное оперение – горизонтальное оперение со стреловидностью 31 ° (по передней кромке), и вертикальное со стреловидностью 45°. Следует отметить, что горизонтальное оперение имеет угол поперечного «V» 1°. Самолет оснащается турбореактивными двигателями ВК-1 с центробежным нагнетателем, каждый из которых способен развить тягу до 2700 кг.