Вертикально взлетающие самолеты имеют более сложную в сравнении с обычными конструкцию. Основное их отличие заключается в использовании силовой установки, создающей вертикальную тягу, величина которой превосходит взлетную массу самолета и значительно выше, чем у традиционных самолетов. Именно поэтому развитие самолетов с вертикальным взлетом-посадкой напрямую зависит от развития и модернизации двигателей.

Еще одной важной особенностью таких самолетов является наличие дополнительной системы управления для обеспечения управления самолетом в режиме вертикального взлета-посадки и в переходных режимах, при которых аэродинамические рули становятся неэффективными. В связи с этим для развития вертикально взлетающих самолетов потребовалось проведение большое количество научно-исследовательских и экспериментальных работ, в процессе которых решились многие сложные проблемы, созданные особенностями взлета-посадки в вертикальной плоскости, а также динамикой полета.

Кроме того, развитие СВВП следует рассматривать параллельно с развитием самолетов с укороченными взлетом-посадкой (СКВП), оборудованных дополнительными подъемными двигателями системами отклонения потока газов двигателей и воздуха от винтов, системами повышения подъемной силы крыла. СВВП имеют более сложную конструкцию и меньшую грузоподъемность по сравнению со СКВП, кроме того, они менее экономичны. Чтобы улучшить характеристики СВВП, начали по мере возможности прибегать к взлету с коротким разбегом, оставив вертикальную посадку. Самолеты с такими возможностями получили обозначение СВВП/СКВП (V/STOL – за рубежом).

Перспективными исследованиями различных типов вертикально взлетающих самолетов и оценкой их возможных летно-технических характеристик занимались специалисты Центрального аэрогидродинамического института им. Н. Жуковского.