Лайнер British Aerospace 748 использовал все резервы модернизации своей конструкции к началу 80-х годов. В марте 1984 года компания «British Aerospace»  приняла решение разработать его улучшенную модификацию. Основная цель компании состояла в том, чтобы занять свою нишу на развивающемся рынке региональных авиалайнеров, конкурируя с такими лайнерами, как франко-итальянские ATR 72.

Специалисты компании разработали самолет British Aerospace АТР (Advanced TurboProp – улучшенный турбовинтовой). Этот лайнер первый полет совершил 6 августа 1986 года. Лайнер стал развитием модели 748 с удлиненным фюзеляжем, стреловидным килем и многими небольшими новшествами, которые, в общем, значительно обновили конструкцию. Эту модель оснастили совершенно новой  силовой установкой.

На авиалайнере установили два турбовинтовых двигателя Pratt & Whitney Canada PW126A, мощность каждого составляла 2653 л.с. (1979 кВт), благодаря которым вращались шестилопастные низкоскоростные винты BAe/Hamilton Standard, имеющие пониженный уровень шума. Лопасти винтов изготовлены из композиционных материалов. В крыло лайнера встроены два бака емкостью 6364 л, в которые заправлялось топливо.

Каждая стойка шасси Dowty 3-х стоечного типа оснащена спаренными колесами. Главные стойки можно убрать поворотом  вперед в ниши мотогондол. В отличие от модели 748, конструкция мотогондол стала более  обтекаемой.  Лайнер обслуживал экипаж, состоящий из четырех человек – в кабине, оснащенной цифровой системой EFIS – два пилота, и два бортмеханика. В салоне пассажирские кресла установили попарно по бокам центрального прохода. В стандартном варианте вмещалось 64/68 пассажиров. Также кресла  можно установить плотнее – на 72  места, и боле свободно – на 60 мест.

Серийный АТР первый полет совершил 20 февраля 1987 года. Этот лайнер сертификат в Европе  получил в марте 1988 года, а в США – в августе. Новую модель лайнера первой получила  авиакомпания «British Midland Airways», и 9 мая 1988 года состоялся первый коммерческий рейс. Компании  «Manx Airlines» и «Loganair» из группы «Airlines of Britain Group» приобрели 16 машин АТР. Такие лайнеры приобрели и другие авиакомпании в Европе, Северной Америке, Африке и на Дальнем Востоке. Но, несмотря на свои модификации, лайнеры АТР  не пользовались широким спросом. Компания предлагала версии для  морской авиации и ДРЛО, но на них не было заказчиков.

Последний вариант проекта АТР оказался успешным. Авиакомпания «West Air Sweden» и фирма ВАе создали совместное предприятие по реконструкции этих лайнеров в транспортные модели. Модифицированные самолеты оснастили бортовыми грузовыми люками, и в мае 2008 года они стали эксплуатироваться в компании «West Air. В сентябре 2009 года эксплуатировалось около 40 АТР. В 1993 году отделение Jetstream Aircraft разработало усовершенствованный вариант  самолета АТР, который получил название Jetstream 61. Но, эта программа не получила дальнейшего развития.