Боинг 737-500 представляет собой пассажирский самолет, обслуживаемый авиалинии средней и малой дальности.  В классическом ряду Боинг 737 (737-300/400/500), серийно выпускаемом в 1990—1991 годах, это самая последняя модель. Компания Боинг в 1983 году начала разрабатывать 100-местный самолет 737-250, который  должен находиться между лайнерами 737-100 и 737-200 по своей вместимости.

Боинг 737-500 короче модели 737-300, но у него увеличена дальность полета.  В этой модели, в отличие от 737-200, фюзеляж длиннее на 0,5 м, поэтому он стал для предшественника замечательной заменой. С этим лайнером мог только конкурировать 115-местный самолет   Fokker 100, в то время  проектируемый компанией Fokker. В 1986 году компания Боинг завершила разработку самолета 737-250, и начала работать над проектом 737-400.  Это  решение приняли только потому, что американские компании «Ю.Эс.эйр» и «Пасифик Саутуэст» отдали предпочтение самолетам British Aerospace Fokker 100 и ВАе 146.

В 1988 году было установлено, что самолет 737-200  не соответствует новым требованиям по шуму, поэтому его выпуск собирались значительно ограничить. Специалисты компании Боинг начали говорить о модели самолета, оснащенного двигателями   CFM56, которая должна была заменить модель 737-200.

Проект 737-500

Проект 737-500 предусматривал перевозку 132 пассажиров в экономическом классе, то есть на 15% больше, чем в предыдущей модели. Эту модель начали разрабатывать только после получения  73 заказов. Согласно проекту был разработан авиалайнер, оснащенный двигателями CFM56. В этой модели можно назвать одним из крупнейших технических достиженмий разработку динамических турбореактивных  двигателей. Данная технология позволяет не только небольшому потоку воздуха, захватываемому лопастями турбины, попадать в главную турбину. Центральный воздушный поток  обтекает турбину таким путем, что на выходе поглощает звук реактивного потока, что намного снижает уровень шума. В салоне самолета повышается комфорт, благодаря такому эффекту,  который снижает  воздействие двигателей на окружающую среду.

Данные двигатели создают уровень шума  намного ниже предельно допускаемых значений, которые предусматриваются  для  Этапа 3 конвенции ИКАО, и даже ниже предельного уровня шума,  который предусматривается   для этапа 4.  Эта модель авиалайнера способна осуществлять полеты на линиях  средней и малой  дальности, включая невысокий пассажиропоток, благодаря относительно небольшой вместимости и высокой топливной  эффективности. В июне 1989 года начались летные испытания опытно образца. Самолет получил сертификат FAA в феврале 1990 года, и затем в авиакомпании  «Саутуэст Эрлайнз» появился  самолет уже в конце этого же месяца.

Эта модель лайнера рассчитана на 104 пассажира, из них в салоне экономического класса размещается  96 пассажиров, и в салоне бизнес-класса – 8  пассажиров. Основное преимущество  Боинг 737-500: просторный салон, и низкий уровень шума в нем, а благодаря иным преимуществам обеспечивается комфортабельный полет на борту этого лайнера.