Ан-148  относится к семейству самолетов,  с помощью которых осуществляются пассажирские, грузовые и грузопассажирские перевозки на ближних магистральных и региональных линиях. Самолет Ан-148 разработал Авиационный научно-технический  комплекс имени О.К.Антонова  (Украина).  Эта модель производится по лицензии на ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО) в Воронеже (Россия).

В 2001 году началось рабочее проектирование самолета Ан-148, основой конструкции которого стал транспортный самолет Ан-74ТК-300. В новой модели увеличена длина фюзеляжа, спроектировано новое крыло, и используются двигатели Д-436-148 с электронной цифровой системой управления с полной ответственностью  (FADEC). В разработке Ан-148 принимали участие 214 предприятий из 15 стран мира, включая и российские предприятия.

В 2003 году началась  подготовка к серийному производству на авиазаводах в Воронеже и в Харькове.  Первый прототип Ан-148 был выпущен в сентябре 2004 года, а в декабре того же года 17 самолетов Ан-148 впервые поднялись в небо. В апреле 2005 года в летных испытаниях начал участвовать второй летный экземпляр самолета. В феврале 2007 года самолет Ан-148 с двигателем Д-438-148 и вспомогательной силовой установкой АИ-450-МС получили сертификаты Авиационного регистра  Межгосударственного авиационного комитета и Государственной Авиационной Администрации Украины.

Самолет Ан-148 российской сборки совершил первый полет в июле 2009 года. Первый коммерческий полет с пассажирами  на борту был осуществлен в декабре 2009 года из «Пуково-1» (Санкт-Петербург) в международный московский аэропорт «Шереметьево».

Самолет Ан-148 спроектирован по аэродинамической схеме свободнонесущего  высокоплана, у которого крыло имеет умеренную стреловидность.  Цельнометаллический фюзеляж вида полумонокок круглого сечения. Трехопорное шасси с носовой стойкой убирается. Силовая установка самолета включает два двигателя Д — 436 – 148, которые находятся на пилонах под крылом и силовой установки АИ-450МС.  Благодаря схеме высокоплан повышается уровень защищенности двигателей и конструкции крыла от повреждений посторонними частицами со взлетно-посадочной  полосы.

Самолет Ан-148 способен безопасно работать на галечных, слабо подготовленных грунтовых, галечных, ледовых и заснеженных взлетно-посадочных полосах.  Самолеты этого семейства можно использовать практически на любых аэродромах благодаря наличию вспомогательной силовой установки, высокому уровню эксплуатации и надежности, и бортовой системы регистрации состояния систем.