Модель АН-74 «Coaler-B» разрабатывалась в 80-х годах на базе самолёта АН-72, его предназначение – выполнение воздушно-транспортных операций в регионах крайнего севера. В 1989 году самолёт АН-74 был пущен в серийное производство.
Этот самолёт, в сравнении со своей базовой моделью, отличается усовершенствованным бортовым радиоэлектронным оборудованием, например – более мощным радиолокатором. Также в его оборудовании присутствует мощная и эффективная система противообледенения, более совершенная вентиляция кабин и система обогрева. Компоновка грузовой кабины и кабины пилотов пересмотрена относительно новых задач, поставленных перед моделью такого класса. Также в нём предусмотрена замена колёсного шасси на лыжи. Посадка Ан-74 на льдине возможна при ширине посадочной площадки в 600 м с доставкой груза до 2 т.

Его удачная конструкция легла в основу разработок новых транспортных самолётов. Это АН-74Т-100 (экипаж – 4 чел., полёты повышенной трудности), а также – АН-74Т-200А (экипаж – 2 чел.). Их спецификой является осуществление грузоперевозок тоннажем до 10 т, включая рампу (1 т.). Дальность их полёта составляет 1350 км, скорость движения – 700 км/ч. На расстояние в 4200 км самолёты способны доставить груз весом 3 т. Оба эксплуатируются, как на грунтовом галечном покрытии, так и на покрытии бетонном.

Анализ ряда грузоперевозок, проведённый специалистами АНТК «Антонов», показал экономическую целесообразность выполнения одним самолётом пассажирских и грузовых перевозок. Такой самолёт должен обладать способностями быстрой конвертации из категории транспортного пассажирского самолёта в грузовой его вид. Таковыми и являются эти две модели самолётов, созданные на базе АН-74. В передней части пассажирской кабины установлена силовая перегородка – эта барьерная стенка защитит экипаж в случае аварийной посадки самолёта с грузом.