Самолет Иркут МС-21.
В 2002 году «Росавиакосмос» в рамках реализации федеральной программы развития гражданской авиации на период до 2015 года объявил тендер на разработку проекта среднемагистрального самолета. С этого момента началась история проекта МС-21, его называют будущим отечественной гражданской авиации. В тендере принимали участие три проекта: Ту-334 (ОКБ Туполева), Ил-214 (ОКБ Ильюшина) и МС-21 (Совместный проект ОКБ Яковлева и ОАО «Иркут»). Основу проекта МС-21 составляет модель самолета Як-242, которую ОКБ Яковлева разработала еще в 1993 году. В целом, данная модель является глубоко модернизированной моделью самолета Як-42, которая начала эксплуатироваться еще в 1980 году.
Следует отметить, что модель Як-42 является последним проектом гражданского самолета, реализованным ОКБ Яковлева. В отличие от своих конкурентов, в период тендера у ОКБ Яковлева была 20-летняя «творческая пауза». Но, все-таки проект Мс-21 стал победителем тендера, и из госбюджета получил 150 млн. долларов. В дальнейшем специалисты ОКБ Ильюшина внесли существенные изменения в МС-21, но потом они покинули проект.
Перспектива
Разработчики самолета МС-21 планировали им заменить устаревшие советские модели, прежде всего, Ту-154, а также вытеснить зарубежные модели «Боинг-737» и А-320. Модель МС-21 в разных модификациях совместно с еще одной новой моделью отечественного авиапрома – авиалайнером «СухойСуперджет-100» в будущем должен составить до 80% всего авиапарка лайнеров гражданской авиации России. Данная модель по многим основным показателям превосходит зарубежных конкурентов в категории ближних и среднемагистральных самолетов.
Единственный недостаток проекта состоит в том, что конкурентные модели уже эксплуатируются на протяжении полутора – двух десятилетий, а модель отечественного авиапрома до сих еще не сделала решительный рывок с эскизов в реальную жизнь. Несмотря на то, что проект МС-21 обсуждался в течение всего первого десятилетия XXI века, но только в конце его начали испытывать отдельные конструкции будущего авиалайнера.
Первые три самолета МС-21 начали изготавливать на Иркутском авиазаводе в начале 2014 года. Эти модели предназначались для летных и статических испытаний. Данные самолеты представляли базовую модель МС-21-300. Пресс-служба ЦАГИ имени Жуковского сообщила, что 31 июля 2014 года завершился первый этап испытаний крупномасштабной модели самолета МС-21. Сегодня остается открытым вопрос: Когда полетит МС-21? На сайте Объединенной авиастроительной корпорации можно найти такую информацию, что на 2016 год намечено начало эксплуатации и сертификация, при этом первую модель серийного самолета МС-21 планируют выпустить в 2017 году.
Но, Дмитрий Рогозин – вице-премьер правительства России сообщил, первый опытный образец МС-21 будет выпущен летом 2015 года, а летные испытания должны быть проведены в 2015-2016 годах. Ранее Рогозин отмечал, что модель самолета МС-21 планируют начать серийно выпускать в 2020 году.