Самолет Су-24М
Первый серийный самолет Су-24М был изготовлен на Новосибирском авиазаводе летом 1979 года, но только в 1983 году он был принят на вооружение. В этом же году было прекращено производство Су-24, и в дальнейшем только новые Су-24М и его модификации остались на стапелях.
В 1981 году первые Су-24М прилетели в Воронеж и поступили в 760-й ИИСАП 4-го Центра боевой подготовки и переучивания личного состава фронтовой авиации СССР. Здесь же в 1984-1985 годах самолеты успешно прошли войсковые испытания. В самолете Су-24М увеличился вес, и ухудшились некоторые параметры летных характеристик самолета из-за нового электронного оборудования. Но, эти характеристики остались на высоком уровне. В этой модели оказалась неожиданной высокая маневренность самолета. Су-24М без подвесок и с неполным запасом топлива способен выполнить эффектный высший пилотаж, который неоднократно демонстрировала группа летчиков-инструкторов Липецкого ПЛС и ЦБП.
В процессе выпуска самолет постоянно модернизировался, на 3-й серии Су-24М, видоизменилась конструкция хвостовой части. На 8-й серии модернизировали щиток управления заправкой самолета, а по внешнему виду эти машины стали отличаться мощным профилем, обрамляющим стык фюзеляжа и хвостового кока прямо сверху обшивки. Во время производства Су-24М стали устанавливать ГШ-6-23М вместо орудия ГШ-6-23. После очередной аварии в войсках в середине 80-х была временно запрещена стрельба из ГШ-6-23М, практически до внесения доработок, препятствующих таким неприятностям.
В конструкции самолета Су-24М первым крупным изменением была ликвидация гребней на центроплане крыл, но и без этих массивных деталей управляемость и устойчивость «длинноносого» Су-24М оказалась в норме. В последних сериях гребни снова появились, и на них начали размещать кассеты с дополнительными тепловыми ловушками. В СССР к началу 90-х был разработан ряд модификаций ракет класса воздух-поверхность, которые вошли в арсенал Су-24М. Дальность пуска значительно увеличилась при более мощной БЧ, поскольку ракета Х-59М «Овод-М» получила комбинированную установку из маршевого турбореактивного двигателя и разгонного РДТТ. Также у новой противорадиационно-локационной Х-58Э повысились характеристики дальности.