Самолет Ан-30.
В 1971 году самолет Ан-24ФК начали серийно выпускать под обозначением Ан-30 на киевском авиационном заводе. С 1971 по 1980 годы было выпущено 115 самолетов, из них для МГА — 66 Ан-30А, для ВВС – 26 Ан-30Б, на экспорт – 23 самолета. Эти модели самолетов поставлялись в Болгарию, Вьетнам, Кубу, Афганистан, КНР, Монголию, Румынию, Чехословакию.
Отличительные особенности самолетов Ан-30А и Ан-30Б
Самолет Ан-30Б отличался от самолета Ан-30А тем, что на его борту находилась гидростабилизирующая установка ТАУ-М, радионавигационная система «Лотос», электрометеограф, радиовысотомер РВ-25А, фотоаппараты АФА-54/50. Остальное оснащение было аналогичное. Во время эксплуатации некоторые самолеты оборудовали РЛС «Гроза М-30». Самолеты, принимавшие участие в боевых действиях, оснащали контейнерами «Веер» со 192 пиропатронами отстрела ИК-ловушек, или УВ-26 с 384 пиропатронами. Вначале 1980-х годов несколько самолетов модернизировали в вариант Ан-30М «Метеозащита». На этих самолетах вместо фотоаппаратов установили оборудование для сброса гранулированной твердой двуокиси углерода или «сухого льда», размещенного в 8 контейнерах.
В МГА первые самолеты Ан-30А вошли в специальные авиаотряды, находившиеся в Подмосковье и в Пулково под Ленинградом. Эти самолеты очень интенсивно эксплуатировались, с помощью них было отснято более 28 млн. квадратных километров территории Советского Союза в течения первых пяти лет. В 1975 году самолет Ан-30А был представлен в авиасалоне в Ле-Бурже.
Самолеты Ан-30Б были поставлены на вооружение в ВВС в отдельные дальне-разведывательные эскадрильи (одраэ), базирующиеся в Черновцах (Украина), Красноярске и на аэродроме Белая (Иркутская область). В ноябре 1981 года самолеты Ан-30Б были отправлены в Афганистан, и поступили на вооружение 50 смешанного отдельного авиационного полка (осап), находящегося в Кабуле. В составе этого отряда количество Ан-30Б колебалось от 2 до 3 самолетов, и в порядке ротации выделялись экипажи из всех трех эскадрилий. Самолеты Ан-30Б использовали для выполнения задач, не свойственных аэрофотосъемщикам. К ним относились такие задачи, как фотографирование участков ударов до и после боевого действия, визуальное наблюдения за врагом, наведение боевой авиации на вскрытие цели, фотографирование дорог и местности, прилегающей к ним, территорий высадки вертолетных десантов, воздушное фотографирование площадей для подтверждения информации или для обнаружения цели, поиск сбитых вертолетов и самолетов и иные задачи частного характера.
Осенью 1999 года самолеты Ан-30Б участвовали в антитеррористической операции, проводившейся на территории Чеченской республики. Эти самолеты проводили воздушную разведку, выполняя задания объединенной группировки российских войск. Кроме того, самолеты Ан-30Б, состоящие на вооружении украинских и российских ВВС, согласно договору по «Открытому небу» 1992 года, совершали инспекторские полеты, наблюдая за военной деятельностью.