Як-30 — это одноместный истребитель-перехватчик, который был создан ОКБ А. Яковлева как легкий маневренный фронтовой истребитель. Он представляет собой развитие ЯК-25, среднеплан, оснащенный двигателем РД-500.

От своего предшественника ЯК-30 отличался тем, что конструкторы ОКБ впервые применили стреловидное крыло с углом в 35 градусов по линии четверти хорд. Двухлонжеронное крыло, полки лонжеронов центроплана были сделаны из стали 30ХГСА, а консолей — из В-95. При этом обшивка была выполнена из двухмиллиметрового Д16. Щелевые закрылки при взлете отклонялись на 20 градусов, при посадке — на 50. Чтобы предотвратить перетекание к концу крыла пограничного слоя, на его верхней поверхности были установлены аэродинамические гребни.

В герметичной кабине пилота вентиляционного типа было установлено бронестекло толщиной 57 мм и катапультируемое кресло с бронеспинкой в 8 мм. Под кабиной в носовой части фюзеляжа размещалось основное вооружение истребителя: три пушки НР23 23-миллиметрового калибра с боекомплектом из 225 снарядов (на каждую пушку по 75).

С октября 1947 по июль 1948 истребитель ЯК-30 проходил заводские испытания, руководимые Героем Советского Союза летчиком С. Анохиным, который испытывал почти все самолеты ЯК. Испытания прошли отлично, отзывы С. Анохина были хорошие.