Ту-22М — достойный потомок славной династии бомбардировщиков Ту-4, Ту-16, Ту-22. Последний имел определенные недостатки, которые снижали его боевой потенциал: большую посадочную скорость, плохой обзор из кабины, не достаточную дальность полета, низкие технико-эксплуатационные характеристики.

А.Н. Туполев, рассматривая различные возможности создания новой машины, выбрал вариант абсолютной модернизации бомбардировщика Ту-22. Были подготовлены предложения и начата разработка возможных модификаций.

После внесения всех изменений от базового Ту-22 осталась только лишь часть радиоэлектронного оборудования, бомбоотсек и ряд систем. Новый самолет был назван Ту-22М и должен был поражать крупные морские цели (прежде всего, авианосные ударные группы) на малой высоте полетов, которая давала возможность уходить от вражеских средств поражения ПВО.

На опытном Ту-22М-0 (Ту-22КМ) первый полет был совершен летчиком-испытателем В. Борисовым 30 августа 1969 г. Тогда же и начались заводские испытания. Первые Ту-22М отличались тем, что не имели оборонительного вооружения.

Сегодня Ту-22М и его модификация ТУ-22М-3 находятся на вооружении России и выпускаются серийно.